Новости

Мультимедийные лекции МГУ "Введение в физику лазеров" стали победителем II конкурса на лучшую разработку в области лазерной аппаратуры и технологий

Дата публикации: 19/08/2008
Категория: Новости лазерных технологий
Версия для печати

Специальный курс лекций "Введение в физику лазеров" на регулярной основе читается студентам 4-го курса физического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, которые специализируются в области лазерной физики, нелинейной оптики и нелинейной спектроскопии, а также слушателям Международного учебно-научного лазерного центра МГУ (МЛЦ МГУ), обучающимся по программе переподготовки кадров "Лазерная физика и технология".
Программа курса включает наиболее важные вопросы описания свойств электромагнитного излучения, его взаимодействия с веществом и стандартных приближений, используемых в теории. Анализируются условия усиления и генерации света, способы реализации различных режимов работы лазера, а также основные характеристики его выходного излучения.
Особенностью преподавания этого курса лекций, как и многих других специальных курсов, является отсутствие учебного пособия, в котором в полной мере и систематически излагался бы рассматриваемый материал. Большинство вопросов представлено в литературе с разных, хотя и, возможно, взаимодополняющих позиций. Все это приводит к тому, что студенту оказывается достаточно сложно самостоятельно проследить переход от одного описания к другому и четко уяснить сделанные при этом приближения. В этой связи особая ответственность лежит на лекторе, задача которого состоит не только в объяснении материала курса, но и в его систематизации, обобщении, изложении новых для студентов вопросов с единых и понятных им физических позиций.
Мультимедийный конспект курса лекций «Введение в физику лазеров» является электронной публикацией «авторского конспекта», максимально приближенной к оригинальному изложению материала самим лектором.
Следует отметить, что технология создания конспекта принципиально отличается от написания учебника тем, что позволяет исключить литературную обработку текста и в идеальном случае не требует от лектора дополнительных усилий по сравнению с обычной подготовкой и чтением лекции. Это позволяет с единых позиций подойти к проблеме создания библиотеки мультимедийных конспектов лекций независимо от "компьютерной подготовки" конкретного лектора.
Созданные при помощи Flash - технологии отдельные части лекций можно просматривать при помощи стандартного Flash-плеера. При этом использована удобная и интуитивно понятная пользователю система навигации, которая реализована в виде нумерованного списка лекций с контекстным окном, в котором можно прочитать аннотацию текущей лекции. Наряду с непрерывным чередованием отдельных логических фрагментов в каждой лекции предусмотрена возможность паузы, возврата, пропуска, перехода между составляющими ее частями, а также поиск по ключевым словам.
Отдельно стоит отметить возможность выбора графического режима просмотра конспекта непосредственно в интерфейсной оболочке курса и прямую отправку на печать содержимого лекционной доски в процессе просмотра конспекта.
Эти функции являются, с нашей точки зрения, очень полезными для конечного пользователя при работе с конспектом лекций. Так, студенты имеют возможность, предварительно просматривая конспект, создать твердые копии тех страниц, которые они считают полезным иметь перед собой, и на реальной лекции пользоваться этими распечатками, внося в них свои пометки. Выполненный проект показывает, что для создания мультимедийных конспектов лекций по лазерной физике может быть использована технология записи «живого» звука в лекционной аудитории с последующим добавлением на компьютере видеоряда содержимого лекционной доски с помощью Flash - технологий. Такой подход особенно привлекателен тем, что не требует от лектора больших дополнительных усилий, а работа над Flash - фильмом может быть выполнена специалистами по анимационным публикациям в Интернете.
Настоящий конспект используется в МГУ с 2005 г. и получил самые высокие отзывы студентов и слушателей Международного лазерного центра МГУ.

Источник: «Лазер-Информ» №11-12 (386-387), июнь 2008 г., с.6-8; www.ilc.edu.ru

Статьи по теме:

страницы: 1