Новости

Лазеры и рентгеноскопия помогают раскрыть секреты мастеров XIX века.

Дата публикации: 28/10/2010
Категория: Новости лазерных технологий
Версия для печати

Мастера, строившие деревянные корабли, унесли с собой секреты своего мастерства.
Давно уже нет ни верфей, ни чертежей, ни моделей. Остался лишь «Чарльз Морган» — единственное в мире уцелевшее деревянное китобойное судно, сошедшее со стапеля в 1841 году.
Сейчас реставраторы осуществляют проект превращения этого музейного экспоната в действующий корабль, способный вновь бороздить моря.
Стоимость работ — $10 млн.
Реставраторы рассчитывают, что после более чем векового простоя судно вновь отправится в плавание.
«Чарльз Морган» был построен в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс, некогда мировой столице китобойного промысла. Почти 80 лет судно бороздило океаны в поисках морских гигантов, благополучно выходя из пожаров, стычек с дикарями-людоедами, встреч с арктическими льдами и рейдерскими кораблями южан во время Гражданской войны.
Корабль возвращался в порт с полными трюмами китового жира, который использовался для освещения улиц и жилищ. Другой ценной добычей являлся китовый ус — роговидный материал, добывавшийся из пастей некоторых видов китов и шедший на изготовление извозчичьих кнутов и дамских корсетов.
В 1941 году, когда судну исполнилось сто лет, оно было отбуксировано в порт Мистик и превращено в музей, а в 1966 году получило статус исторической достопримечательности национального значения.
Теперь специалисты изучают и реставрируют старинный корабль, применяя все современные технологии. Для изучения особенностей конструкции судна и оценки их состояния используются лазеры, портативные рентгеновские аппараты, компьютеры, видеокамеры и магнитофоны, с которыми работают эксперты-криминалисты, историки и художники-графики.
Проект, стартовавший в 2008 году, должен привести к созданию подробного каталога изображений, из которых будет понятно, как именно были изготовлены и где именно находились тысячи планок, ребер, брусьев, гвоздей, балок, деревянных нагелей и других деталей конструкции корабля, каждая из которых имела жизненно важное значение. В поисках скрепляющих бревна бронзовых гвоздей специалисты просвечивают рентгеновскими лучами киль судна.
При помощи лазера обследуют все элементы конструкции корабля и составляют их электронный каталог.
На полученном при помощи лазерного сканирования изображении судна длиной 34,7 м и шириной 8,5 м отражены все детали размером свыше 3 мм.
Результаты работы впечатляют.
«Когда мы закончим, это судно будет крепче, чем когда оно в последний раз выходило в море, — уверен директор местной судоверфи Квентин Снидайкер. — Оно у нас еще поплавает!» Несмотря на то, что в проекте задействована самая современная техника, сам он обращен в прошлое. «Сегодня мало кто представляет себе размах этого промысла, — говорит сотрудник порта Мистик Мэтью Стэкпоул.
— Именно китобойный флот положил начало присутствию США во всем мире».
«Чарльз Морган» был построен на верфи, принадлежавшей Джетро и Захарии Хиллманам, и назван в честь своего первого владельца, филадельфийского квакера Чарльза Уолна Моргана. В том же 1841 году, когда «Чарльз Морган» впервые вышел в море, из порта Нью-Бедфорд отправилось в плавание и другое судно, одним из членов команды которого был молодой писатель по имени Герман Мелвилл, впоследствии автор романа «Моби Дик».
Всего «Чарльз Морган» совершил 37 плаваний, проделав самый длинный маршрут в истории американского китобойного флота. За несколько десятилетий гарпунщики судна добыли более 2500 китов, из туш которых было вытоплено более 50 тысяч бочек китового жира.
У одного из отдаленных островов южной части Тихого океана команде корабля пришлось отстреливаться от флотилии каноэ, полных людоедов.
Если все будет идти по плану, то восстановленное судно получит новую парусную оснастку в 2012 году. А в начале лета 2013 года китобойное судно отойдет от гранитного причала и вновь подставит свои паруса попутному ветру.
В планах реставраторов плавание по памятным местам китобойного промысла в Новой Англии. «Это последний подобный корабль, — говорит Мэтью Стэкпоул. — Мы хотим видеть его живым судном, а не пыльным музейным экспонатом».

Источник: www.novayagazeta.ru / www.cislaser.com

Статьи по теме:

страницы: 1